О капоэйре

Что такое и в чём польза.

Капоэйра появилась в среде африканских рабов в Бразилии в XVIII веке как инструмент борьбы за свободу. Она была порождена несколькими видами традиционных африканских боевых искусств и была замаскирована под танец, так как рабам не разрешалось заниматься боевыми искусствами. В настоящее время капоэйра приобретает черты спортивного единоборства, цель которого, действуя в рамках установленных правил, проводить приёмы, способные причинить сопернику физический ущерб, либо поставить соперника в невыгодное положение, а также, соответственно, защититься от аналогичных приемов соперника.   

Капоэйра является отличным выбором для родителей, которые ищут разностороннее развитие для своего ребенка, и предлагает несколько уникальных конкурентных преимуществ, выделяющих её среди других спортивных секций. 

 1. Комплексный подход. 

Капоэйра включает в себя не только физические упражнения, но также развивает музыкальные и ритмические навыки. Дети учатся не только двигаться, но и играть на простых музыкальных инструментах, петь и следовать ритму. 

 2. Игровой элемент: 

Занятия капоэйрой строятся вокруг игры (jogo) — спарринга, который больше похож на танец. Это делает тренировочный процесс не только полезным, но и веселым, что особенно нравится детям. 

 3. Развитие физических качеств.

Капоэйра прекрасно развивает гибкость, ловкость, координацию, выносливость и силу. Это делает её хорошим выбором для всестороннего физического развития ребенка. 

4. Культурное образование

В процессе занятий дети познают бразильскую культуру и традиции, учатся ценить и уважать другие культуры, что способствует воспитанию толерантности и расширению кругозора. 

 5. Социализация. 

Капоэйра часто предполагает работу в паре или группе, что помогает развивать коммуникативные навыки. Дети учатся взаимодействовать и работать вместе, они становятся частью сообщества. 

 6. Низкая травматичность. 

Благодаря акценту на игре и танце, капоэйра считается довольно безопасной, поэтому можно не беспокоиться за здоровье своих детей. 

 7. Индивидуальный подход. 

В капоэйре каждый может прогрессировать в своём темпе и в соответствии со своими физическими возможностями. Это способствует развитию индивидуальности и самостоятельности.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

О капоэйре

Колонизация

Начиналось все с желания правителей процветающих европейских стран расширить свои владения. Колонизация казалась наиболее прогрессивным способом, и многочисленные каравеллы устремлялись за океан в поисках новых земель. Пионерами великих географических открытий стали в 15 в. страны Пиренейского полуострова — Испания и Португалия. В колонизаторской гонке Португалия нацелила свою флотилию на «дикую, новую землю». В итоге Португальская империя колонизировала территорию, которая сегодня известна как Бразилия, а для того чтобы огромная колония начала приносить прибыль, естественно было нужно множество рабочих рук.
Устье Амазонки (территория современной Бразилии) было населено индейцами. В начале колонизаторы пытались использовать их как рабочую силу. Но туземцы не желали работать на кого-то. Колонизаторы пытались заставить индейцев работать в обмен на товары. Но это было невыгодно и в ход пошли запугивания, пытки и публичные убийства непокорных индейцев. Но все тщетно, так как в культуре и религии индейцев смерть не рассматривается как невосполнимая потеря. По их мнению, смерть — это начало чего-то лучшего, чем земная жизнь.
Видя тщетность усилий, колонизаторы решили искать рабочие руки в Африке. К тому времени Африка была более-менее известна. Путем обмана предприимчивые купцы и дворяне провоцировали войны между местными племенами. После, договариваясь с обеими сторонами конфликта, они обменивали пленных на товары и атаковали ослабленные конфликтами племена. Порабощенные африканцы доставлялись кораблями в «новую землю». Многие погибали еще по пути из Африки в Бразилию. Выжившим повезло наверно меньше, чем умершим — они были проданы на плантации и помещены в нечеловеческие условия. Не желая мириться с существующим положением новоявленные рабы часто сопротивлялись и в открытую боролись за свою свободу.
Бразилия была открыта экспедицией португальца Pedro Alvares Cabral (Педру Алвареш Кабрал) в 1500 г. В начале 16-го века на территорию Бразилии стали завозиться рабы из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вместе с собой рабы привезли на материк самобытную культуру и верования. Основными городами, куда стягивались все работорговцы и где устраивались рынки живой силы, были Bahia (Баия), Recife (Ресифе) и Rio de Janeiro (Рио де Жанейру).  

О капоэйре

Стремление к свободе

Историки капоэйры утверждают, что она родилась в стремлении рабов к свободе как инструмент борьбы с поработителями. В капоэйре много ударов ногами, низких стоек, уходов и уклонов в сочетании со стойками на руках и голове. Рабов связывали за руки, зачастую оставляя ноги свободными. Ноги в ход и пускали рабы, чтобы как-то противостоять надсмотрщикам.
Нередкими были и случаи побега рабов или организации мятежей. В 17 веке голландцы вторглись на северо-восток Бразилии и таким образом, начался вооруженный конфликт интересов между Португалией и Голландией. Пользуясь шаткой обстановкой, которая сложилась в бразильских колониях из-за войны, много рабов убежало в тропические леса.
Тем, кому удавалось сбежать, поселялись в отдаленных районах гор и лесов и создавали общины — Quilombos (киломбос — «вольные города»). По сути, они были настоящими крепостями. Здесь культура африканцев смешалась с местной культурой индейцев. Самым известным поселением беглых рабов стал Palmares (Пальмарес). Развитие капоэйры и приписывают этим общинам. Теперь уже свободные, рабы разработали технику ударов руками, ногами и головой. Те, кому не посчастливилось остаться свободным и кого опять поработили, передавали свои знания капоэйры рабам на плантациях. В свободное время, которое могло быть у рабов по вечерам и в выходные дни, они практиковали капоэйру. Но открыто ее демонстрировать было невозможно, так как любые попытки рабов к изучению самообороны пресекались и массовые собрания расценивались как попытки мятежа. Поэтому капоэйру завуалировали под обрядные танцы и гуляния под пение, танцы, хлопки и игру на инструментах. Таким образом суть капоэйры была скрыта от глаз надсмотрщиков, и все более походило на ритуальный танец, нежели на тренировку.  

Развитие капоэйры в начальный период неразрывно связано с легендарным героем — Zumbi dos Palmares (Зумби дос Палмарес), который стал для народа Бразилии символом сопротивления. По преданию, Зумби возглавлял один из крупнейших киломбос — Пальмарес, просуществовавший в условиях правительственной блокады около семидесяти лет. Беглые рабы часто устраивали засады против солдат, которых направляли в леса для уничтожения киломбос. Ополченцы были плохо вооружены и на открытой местности были легкой мишенью. Поэтому они вели партизанскую войну в джунглях, где вооруженные мушкетами португальцы и ополченцы с холодным оружием, оказывались практически в равных условиях. Высокие заросли capim (капим), название которых на индейском диалекте местных племен звучало «капоэйрa», помогали ополченцам вести борьбу за свободу.

Солдаты, которым удалось убежать живыми из таких засад, рассказывали, что были атакованы неграми, использовавшими удары ногами, руками и головой. Таким образом, места засад стали ассоциироваться с формой защиты, которую создали африканские рабы.
За долгие годы существования рабовладельческого колонизаторского строя в Бразилии было осуществлено 11 крупных восстаний. Последнее из них увенчалось победой рабов — отменой рабства 13 марта 1888 года (стоит отметить, что ввоз рабов был запрещен еще раньше — в 1850 г. — законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально). Но и после официальной отмены рабства положение не сильно изменилось. Темнокожие хоть и получили статус свободных людей, но все еще воспринимались как «второй сорт». Многие рабы отправились назад в Африку, но многие и остались, поселяясь в городах и деревнях Бразилии.
Ожесточенные и обездоленные рабы, которые ранее полностью зависели от плантаторов, теперь должны были как-то заботиться о себе. Поэтому не редкими случаями были объединения в банды. В те времена правительство воспринимало капоэйру как бандитизм, и в 90-х годах 19-го века был введен жесткий уголовный кодекс, 10 пунктов которого были специально посвящены проявлениям капоэйры. Отныне каждый, кто практикует капоэйру, объявлялся вне закона.  

О капоэйре
О капоэйре

Новая эра капоэйры

Капоэйру знали не только бандиты на улицах. Она была достаточно хорошо известна и чиновникам. Полицейские также знали капоэйру. Человек, которого президент назначил ответственным за исполнение новых законов, достаточно хорошо владел капоэйрой. Это был Sampaio Ferraz (Сампайу Фэрраз), которого боялись преступники и знали как самого безжалостного шефа полиции в истории Бразилии. Сампайо должен был искоренить капоэйру как явление.
Первое испытание на прочность законы о капоэйре встретили буквально сразу. Сампайо арестовал за практику капоэйры человека по имени Juca Reiz (Йука Хейз), который относился к привилегированному классу общества. Встал вопрос о наказании арестованного согласно законам. Волна негодований и протестов пронеслась в кабинете министров президента, ведь отец арестованного был уважаемым и влиятельным человеком.
На совете, собранном президентом, который длился 18 дней, было решено все же наказать Йуку Хейза. После этого два члена кабинета министров подали в отставку. Этот случай стал переломным в отношении к капоэйре. Оппозиция в правительстве организовала «черную полицию», чтобы противоречить действиям президента, состоявшую из капоэйристов. 
Долгое время капоэйра оставалась вне закона. Маскировалась под народный танец и имела менее агрессивный характер. Это позволило распространить капоэйру среди народных масс.
2 июня 1933 года после представления президенту Бразилии Getulio Vargas (Жетулиу Варгаш) капоэйру начали рассматривать как национальную бразильскую борьбу, а в 1937 он разрешил ее официально. И все это благодаря мастеру, чье имя раскаленным железом отпечаталось в сердцах преданных друзей и учеников. Мастеру, спустя столько лет запрета открвшему первую академию капоэйры. Его имя — Manoel dos Reis Machado (Мануэль душ Рейш Машаду), который позже стал известным далеко за пределами Бразилии как Mestre Bimba (Местре Бимба).  

О капоэйре

Современный этап

Сегодня капоэйра имеет несколько направлений развития, которые отличаются техникой, манерой ведения игры и скоростью. Основными направлениями остаются Capoeira Angola (капоэйра ангола) и Capoeira Regional (капоэйра режионал). Ангола мягкая, плавная, медленная, в которой мало акробатических элементов, а основной акцент сделан на тактику ведения игры. Режионал же, напротив, стремителен, быстр, акробатичен и зрелищен. Недавно появившийся стиль, который стремительно набирает известность — Capoeira Contemporanea (современная капоэйра). К этому стилю причисляют школы, которые нельзя однозначно причислить или к анголе, или к режионал. Одни утверждают, что контемпоранеа вобрала в себя лучшее от обоих стилей и капоэрист, практикующий именно этот стиль, является универсальным игроком, которому есть что противопоставить и ангольеру и игроку режионал. Но есть и мнение, что контемпоранеа уходит от традиционных стилей.   

О капоэйре

Школа Абада-Капоэйра в России — официальное представительство бразильской Ассоциации поддержки и развития искусства Капоэйра (ABADÁ-СAPOEIRA).

 

Основная задача школы — продвижение и развитие капоэйры, а также подготовка профессиональных капоэйристов. Изначально Ассоциация работала исключительно на территории Бразилии, но со временем захватывающая красота капоэйры покорила весь мир. Капоэйра проникла в США, а потом и в Европу.

 

С 2000-х годов школа Абада Капоэйра открыла свои двери и на территории России. Представительства школы работают по всей территории страны, охватывая самые крупные  города.  

 

Куратором российской школы Abada Capoeira является ее бразильский основатель — Mestre Camisa (Мештре Камиза).

 

В школе занимаются как взрослые, так и дети разных возрастов.

АКЦИЯ! «КАПОЭЙРА ТЕСТ-ДРАЙВ»  500р вместо 3600   Жми на полосу и узнай подробности!